24 сентября 2014, 07:09

В индийском музее установили пятиметровое дерево из посуды

В индийском музее установили пятиметровое дерево из посуды

Работа художника Субодха Гупты пополнила коллекцию Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели

На то, чтобы вырастить бенгальский фикус, или баньян, который считается одним из символов Индии, могут уйти десятки лет. Художнику и скульптору Субодху Гупте, участнику Московской биеннале-2009, понадобилось меньше года. Дерево из кухонной утвари высотой более пяти метров пополнило коллекцию Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели.

Субодх Гупта, художник:
- Простота - в жизни и в природе - вот что меня вдохновляет. То, что меня окружает, - неважно, где я нахожусь - оказывает большое влияние на меня. Я многое видел в жизни за сравнительно небольшой промежуток времени, например, хожу на рынок сам. Разговариваю с людьми. Смотрю на вещи.

Субодх Гупта родился в 1964 году в Бихаре, одном из беднейших штатов Индии. Недорогая кухонная утварь из нержавеющей стали по сей день остается там, как и в других регионах страны, самой популярной. Интересно, что инсталляции с использованием такой посуды сделали Гупту одним из самых дорогих индийских художников. Череп в его исполнении купил французский миллиардер Франсуа Пино. Более чем за полмиллиона евро.

Субодх Гупта, художник:
- Я художник, и меня самого мало интересует то, что происходит за пределами моей студии и, особенно, на аукционах. Я привык фокусироваться на своем искусстве, в него вкладывать силу и энергию. Рынок - это не более чем взлеты и падения, сменяющие друг друга.

Субодх Гупта говорит, что превращает простые вещи в символы времени. Дом из высушенного навоза, которым индийцы топят в деревнях свои жилища, готова взять далеко не каждая галерея. На него же в бронзе - покупатели выстраиваются в очередь. За три года цены на инсталляции художника выросли более чем в 50 раз.

Субодх Гупта, художник:
- Индийские скульпторы используют бронзу в своих работах около тысячи лет. В основном для изображения богов. Я не знал об этом, но, видимо, на подсознательном уровне меня тоже к ней тянуло. Сейчас бронза - один из моих любимых материалов.

Баньян остался в Национальной галерее после первой собственной выставки Субодха Гупты в Индии. Несмотря на то что инсталляции уже заняли свою нишу на индийских аукционах, в местных музеях они все еще редкость. Власти не выделяют средства для покупки произведений современного искусства, и путь художников к славе зачастую занимает тысячи километров - через Москву, Париж или Лондон, где галереи охотно принимают экспонаты из Азии.

Александр Антипин, Нью-Дели